Одним из важнейших опорных пунктов Халифата на Кавказе и точкой пересечения с купцами Волжского пути был Дербент. Дербент исторически на протяжении столетий являлся известным на Восточном Кавказе центром крупномасштабной транзитной торговли, недаром Дербент нередко именовали «ворота ворот», «дверная застава» и т.д.

Дербент – один из древнейших «живущих» городов мира. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тысячелетия до нашей эры. Примерно во II веке до н. э. на месте кочевой стоянки массагетских племен был построен город, известный как Чола. В VI веке сасанидский шах Хосров Ануширван сменил название крепости на Дербент. В VII веке в город вторглись арабы, построив здесь Джума-мечеть, и превратив его в один из главных кавказских центров своего влияния. В XI веке Дербент был завоеван турками-сельджуками, а в первой половине XIII века сюда пришла татаро-монгольская орда, и под ее игом город утратил прежнюю силу и благополучие.

турки-сульджуки

Однако торгово-экономические связи Дербента были весьма обширны. Они простирались не только на территорию Северного Кавказа, Ирана и Турции, но и охватывали многие регионы Русского государства. Этим город всегда привлекал внимание соседей.

Во второй половине XVII века казак Стенька Разин взял штурмом Дербент. Но уже в XVIII веке город стало трудно удерживать под давлением персов и турков, и Петр Великий отправил сюда флотилию, в результате чего по мирному договору с персами Россия официально завладела Дербентом.

Но уже через 13 лет город передали Ирану. В 1796 город был завоёван русскими войсками и лишь в 1813 присоединён к Российской империи.

Будучи в Дербенте, Петр I придавал огромное значение развитию торгово-экономических связей, в том числе с Персией. Ознакомившись с выращиванием и производством шафрана, он призвал к всемерному его расширению, посоветовав сделать его одним из приоритетных направлений экономики.

Политическая система мусульманского Дербента формировалась под непосредственным влиянием Халифата. Она строилась на принципах строгого единоначалия и единой государственности.

Дербент представлял собой единое политическое образование по всем законам исламской политико-административной доктрины, с более-менее полным воплощением норм и положений Ислама во всех сферах жизни горожан. Кроме того, серьезной внутренней политической силой города являлась торгово-ремесленная аристократия. Ремесленники Дербента были объединены в торгово-ремесленные корпорации – гильдии.

По сведениям немецкого путешественника Адама Олеария, посетившего Дербент в 1638 году, этнический состав города был следующим: жители верхней части состояли из тюркских племён, средняя часть была заселена персами, а нижняя часть - греками.

По описанию советника Петра I, в начале XVIII века, вблизи Каспийского моря и Дербента жили лезгины, которые совершали набеги на город. В 1860—1870 гг. к населению Дербента добавились горские евреи и русские, но азербайджанцы продолжали численно преобладать.

Важное место в хозяйственной жизни региона занимали садоводство и огородничество, которые были хорошо развиты как в самом Дербенте, так и в его округе. В садах и огородах росли разные сорта яблок, груш, грецкий орех, миндаль, дыни, арбузы и другие плоды.

Виноградарство и виноделие в Дербенте, являвшееся традиционной отраслью хозяйства, в последующем становится наиболее перспективным направлением.

Немаловажное место в хозяйственной деятельности жителей Дербента и его округи занимало выращивание технических культур - марены, шафрана, льна, хлопка.

марена

Близость моря и наличие богатых рыбой рек на территории ханства позволяли жителям ханства заниматься в значительных масштабах рыболовством, которое служило дополнительным источником для существования. В дальнейшем в этой зоне сформировались целые рыболовные промыслы.

Одним из важнейших видов ремесла в Дербенте и ханстве было ковроткачество, художественные традиции которого уходят в глубину веков. Широкое распространение этого вида ремесла объясняется существованием хорошей сырьевой базы: наличие большого количества пастбищ, особенно зимних способствовало развитию овцеводства, выделке высококачественной шерсти, необходимой для производства ковров. Важную роль играло и то, что Дербентское ханство было богато разнообразными естественными красителями, необходимыми при ковроделии.

Широко была также распространена выделка кож. Из металла изготавливали различного рода оружие, кинжалы, шашки, ножи, пистолеты, украшения национальных костюмов. Из дерева производили домашнюю утварь, мебель, хорошо отделанные деревянные конструкции для домов и другие предметы.

В Дербенте также как почти в каждом населенном пункте Дагестана в центре села располагалась главная мечеть и другие общественные здания. Здесь же находились места для общественных сборищ мужчин. Жилища в основном строились из необтесанного бутового камня, с плоской крышей. В равнинной зоне области поселения несколько отличались как своим видом, так и формой жилищ. Дома здесь строились из самана, дворы отгораживались глиняным забором. Наверху находилось отверстие для выхода дыма.

Несмотря на этнические многообразия, одежда горцев Дагестана имела очень много схожего. Традиционно одежда производилась в домашних условиях. Национальные костюмы в Дагестане изготовлялась из сукна, производимого во всех районах области. Горское сукно отличалось высоким качеством. Нательное белье мужчин состояло из туникообразной рубахи и простого покроя штанов. Верхней легкой одеждой являлся бешмет, который делался как из домотканого сукна, так и привозных фабричных тканей. При посещении общественных мест, приеме гостей мужчины поверх бешмета надевали «чепкен», «чуху» (черкеска). Суженная талия опоясывалась кавказским ремнем, на котором впереди навешивался кинжал. В прохладную погоду горцы надевали изготовленные из овечьих шкур шубы, тулупы, которые по своему покрою отличались местными особенностями. Особое место в верхней одежде горцев занимали бурки. Традиционной принадлежностью верхней одежды был суконный башлык. Из овечьей шкуры изготовлялись папахи, являющиеся видом головного убора горцев. Наиболее распространенной обувью были изготовленный из сыромятной или дубленой кожи чарыки различного покроя.

Женская одежда горянок отличалась локальными особенностями. Верхнее платье туникообразного покроя подпоясывалось матерчатым либо кожаным поясом с металлическими пластинками. Парадное платье — къабалой. Верхней женской одеждой в нагорном Дагестане являлась овчинная шуба, которая имела несколько разновидностей: накидки с ложными рукавами и без рукавов, с большой до пояса пелериной, которая делалась из меха более высокого качества. Носили женщины самодельную обувь, шерстяные узорчатые носки, мягкие сафьяновые или войлочные сапоги, башмаки. Наибольшим разнообразием отличались женские головные уборы. Женщины из феодальных сословий носили одежду, сшитую из шёлковой ткани, изготовленную в Закавказье, странах Ближнего Востока и России, шелковые платки и шали, шубы, сшитые из мехов, привезенных из России.

Пища традиционно включала большое количество мучных, молочных, мясных и других блюд. Значительное место в пище горских народов Дагестана занимали яйца, мёд, орехи, тыква. Все эти продукты питания народы Дагестана производили на месте, хлеб выпекали разных видов: чуреки, лаваши. В ряде районов Дагестана видное место в пище занимали свежие и сушеные фрукты, орехи, а также бахчевые культуры.

Дербент - один из центров ислама на Кавказе. И тот факт, что одним из первых деяний арабов было сооружение огромного для того времени здания Джума-мечети, свидетельствует о роли, отводимой арабами Дербенту, как главному форпосту распространения нового вероучения. Поэтому Дербент на протяжении многих последующих веков становится местом паломничества мусульман, которые находили все новые «святые места» в нем, все новые подтверждения «святости» этого «благословенного Аллахом места.

Древний Дербент очень богат своими обычаями и традициями. Особо чтут до сих пор эти традиции в старой части города. Все обряды и традиции неразрывно связаны с древними поверьями. Многие из них несут на себе отпечаток многовековой культурной и религиозной жизни города. Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной рождение новорожденного.

В доме новорожденного собираются все близкие родственники, обязательно приглашается человек из рода сеидов (в Дербенте так называют прямых потомков Пророка, которые считаются святыми и особо почитаются). Считается, что ребенок будет счастливым, если представитель этого рода возьмет его на руки и три раза прокричит ему на ухо его имя. Каждый из присутствующих считает своим долгом подарить что-нибудь этому человеку.

Самой почитаемой традицией в Дербенте –чаепитие. Чай - это не только напиток для утоления жажды, это символ гостеприимства и уважения к гостю. Чай располагает к беседе и непринужденному общению. Ни одно важное событие в жизни жителей древнего города не обходится без чаепития. Именно с чая начинается и заканчивается любое застолье.

Вы познакомились с последней лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь».

Приглашаем пройти итоговое тестирование и получить Сертификат участника образовательной программы проекта.

До новых встреч!