Название Великого Волжского пути связано с его географическим положением. Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле была основным звеном, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. Кроме того, Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь был самый ранним из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Стоит подробнее познакомиться с историей Великого Волжского пути.

Основные вехи и факторы развития Волжского пути.

Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые границы, разделяющие народы, одновременно прокладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования. К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волжский путь. С этого времени главной линией сообщений, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «Путь из варяг в греки» и основные материальные результаты торговли со Средиземноморьем концентрируются в Киеве.

Однако, уже с XIV в. значение Великого Волжского торгового пути восстанавливается, растет роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге плавают большие караваны судов.

Способ передвижения и виды судов.

«Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами. Чтобы отправиться в такое трудное, далекое и опасное путешествие, необходимо выбрать транспортное средство. В VIII-X века выбор судна был невелик, в основном это плоскодонные парусно-вёсельные суда, такие как дощаник, насад и струга.

Дощаник представлял собой плоскодонное деревянное речное судно, которое могло варьироваться по размеру, с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшийся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность дощаника от 7 до 200 тонн.

Насад - это речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск.

Струг являлся плоскодонным парусно-гребным судном восточных славян VI–XIII вв. Струги вмещали до 10–12 человек и использовались для перевозки людей и грузов по рекам и озерам. Имели весла и съемную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособления для транспортировки волоком.

Для купеческих караванов подходили самые крупные суда - дощаники, чтобы запастись всей необходимой провизией и товарами.

География и маршруты Волжского пути.

Путешествие по Великому Волжскому пути начиналось в Бирке - крупнейшим торговом центре шведских викингов в 800-975 гг. Пересекая Балтийское море, потом добираясь до места впадения в Волхов реки Ладожки (Елены), мы встречаем на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.

От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Следовательно, существовало несколько способов пройти Великий Волжский путь. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.

Волга несла торговый караван в столицу Волжской Булгарии- город Булгар. Город был важным транзитным пунктом на пути купцов, элита которого взимала с торговцев пошлину, а также обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был крупный ремесленный центр и экспортер сельскохозяйственной продукции. Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.

Далее, корабли отправлялись в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывал уже путь в Каспий и арабские земли. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.

Проплывая по водам Каспийского моря, купцы замечали корабли, движущиеся навстречу. Всё потому, что торговля была не односторонней. Арабские купцы торговали шелком, пряностями, одеждой и украшениями из стекла, бронзы, янтаря. Кроме этого, восточным торговцам открывался путь в воды Дона из Волги, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря.

Таким образом, Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья, соединяющей Европу и арабский мир.

Вы познакомились с третьей лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые города на Волжском пути». До новых встреч!