Торговые отношения и преимущества морских и речных путей

Торговые отношения имеют такую же давнюю историю, как и человеческое общество. Издревле люди меняли избыток одних товаров на те, в которых испытывали нужду. Однако, развитие торговли тормозило плохое состояние дорог, мостов (или их полное отсутствие), из-за чего доставка товаров была крайне затруднена, особенно в периоды межсезонья.

Немаловажную роль играло отсутствие ночлега и безопасности по пути следования на дорогах. В связи с чем, купцы были вынуждены сами сопровождать свои товары верхом, с мечом у седла, пытаясь защитить себя и перевозимый груз. Купец средневековья всегда в дороге. Неслучайно купцов этого времени называли «пыльные ноги».

Наименее опасными для длительного путешествия купца с товаром считались водные пути. Средние века были эпохой внутренних морей, а средневековая торговля в значительной мере была морской или речной. Купцы предпочитали речные дороги сухопутным, как более дешевые и безопасные.

Суда морские и речные

Основным транспортным средством для купцов был корабль – речной или морской. Морские суда были более крупными, многомачтовыми, оснащенными прямыми и косыми парусами, чтобы ловить морской ветер и плыть дальше. В трюмы таких кораблей помещалось много товаров.

Речные суда были значительно меньше, т.к. реки по сравнению с морями не такие широкие и глубокие. Для прохода по рекам купцы чаще всего пользовались ладьями – небольшие гребные суда, оснащенные парусом. Часто реки на пути не были связаны между собой пригодными для судоходства притоками или каналами, поэтому ладьи приходилось «волочить», т.е. перемещать по суше от одной реки к другой с помощью людской тяги.

Роль морской торговли в Средние века: моря Средиземное, Черное, Балтийское, Северное, Каспийское

Самое оживленное торговое движение в Средние века, так же, как и в древние, совершалось по Средиземному морю, центром которого была Византия. Это было обусловлено тем, что ее владения занимали большую часть восточного берега Средиземного моря, включая и Черное море.

Византия оказывала посреднические услуги в торговле Востока с Западом — Азии с Европой. Сюда приезжали итальянские, немецкие, болгарские, русские, персидские, арабские купцы.

Со времени крестовых походов, когда морские силы Византии пришли в упадок, на Средиземном море начали господствовать торговые флоты итальянских городов. Ее колония Тана, расположенная в устье Дона (Азов, близ древнегреческой колонии Танаис), стала перевалочным пунктом восточных товаров, приходивших из Средней Азии по Каспийскому морю, Нижней Волге и Нижнему Дону.

Другая торговая магистраль, параллельная Средиземному морю, открывала западноевропейским купцам доступ на скандинавские, немецкие и русские рынки: это были Северное и Балтийское моря, которые заменили сухопутные дороги.

Но производившаяся здесь торговля была отлична от той, которая развилась на Средиземном море. Средиземноморская торговля снабжала Европу лишь предметами роскоши, Балтийское и Северное моря обеспечивали ее сырыми продуктами. Там торговали английскими шкурами, норвежским лесом, шведской смолой и древесной золой для окраски, ревельскими и рижскими продуктами, которыми торговали на новгородских ярмарках, русскими мехами, кожами и салом.

В обмен на товары, которыми снабжалась вся Европа, они приобретали высоко ценимые повсюду фландрийские ткани, а также пряности, съестные припасы и ценные вещи, привозившиеся сюда со Средиземного моря, и развозили их по северным странам.

Торговые центры средневековой Европы: торжища, рынки, ярмарки

Однако с середины XIII в. начинает устанавливаться регулярное сообщение и по большим дорогам. В это время большие и малые дороги усеяны рынками, куда сходились купцы и потребители для заключения сделок. Наряду с этим формируются крупные торговые центры, такие как рынки Руана, Реймса, Орлеана, Тулузы и др. Таковым был, например, гостиный двор в Париже, больше напоминавший восточный базар: торговцы швейным товаром торговали по пятницам, суконщики – по субботам. Различные места были отведены кожевникам, сапожникам, медникам и торговцам железными изделиями, белошвейкам и лоскутникам, торговцам рыбой, зерном, мукой и хлебом.

Возникновение ярмарки было обусловлено, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена товарами. Покровительство духовного лица обеспечивало приезжающим на ярмарку безопасный проезд, обмен товаров, а также справедливое решение спорных вопросов в ходе торга. Залогом мира был водружаемый на рыночной площади крест, что означало покровительство сеньора и церкви. Под их охраной находился не только каждый присутствующий на ярмарке, но и каждый на расстоянии в милю от нее, пока действовала ярмарка.

Эпоха Великих географических открытий и развитие торговли

Активному развитию торговли способствовали Великие географические открытия XV – XVII вв. Из стран Америки в Европу стало поступать огромное количество невиданных ранее, редких товаров.

Распродать быстро товары, привезенные на больших судах, было достаточно сложно. Чтобы облегчить этот процесс и ускорить поставки товаров в розничную торговлю требовались оптовые торговцы. В этой ситуации богатые купцы скупали доставленный товар и затем распространяли его по розничным торговцам различных стран. Таким образом, развитие оптовой торговли, в лице купца – посредника, позволяло мореплавателям быстрее делать свой товарооборот, следствием чего стало увеличение общего объема перевезенных и проданных за определенный промежуток времени товаров.

Географические открытия содействовали перемещению торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. Вследствие чего произошел спад торговли и экономический упадок Италии, Германии и, наоборот, в Англии, Нидерландах рост торговли и, как следствие, усиление экономики этих стран. Открытие новых стран и, последовавшее за этим, новых торговых путей привело к значительному росту товарооборота между государствами, таким образом, можно говорить о том, что торговля стала приобретать мировой характер.

Торговые пути средневековья. Янтарный путь. Путь из варяг в греки. Великий шелковый путь. Волжский путь

В тоже время в период средневековья существовали и другие торговые пути – по внутренним рекам или по суше. Назовем самые известные из них. Янтарный путь – одно из старейших направлений международной торговли в Европе. Как ясно из наименования, конечным (или начальным) пунктом данного пути являлась Прибалтика. А основным товаром – янтарь. Дорога торговцев, решивших заработать на продаже даров Балтийского моря, пролегала по европейским рекам. Начав путь в одном из портов Адриатического моря, торговый караван медленно продвигался на север по Рейну, Висле и их притокам. Часть пути, естественно, приходилось преодолевать по суше.

Путь из варяг в греки. Еще одним важным торговым направлением, проходившим через русские земли, был речной путь из Прибалтики в Византию. Дорога проходила по Неве, Волхову, Днепру и другим рекам и озерам. Очень долго именно это направление было главным в торговле между Северной и Южной Европой.

Великий шелковый путь. Самое знаменитое торговое направление – из Китая в Рим через Персию, Парфянское царство и Ближний Восток. Великий шелковый путь – тысячи километров пустынь, гор, лесов. Ежедневная опасность и десятки разбойничьих племен, желающих присвоить дары Востока. Но, в конечном итоге, это богатства дальних стран, диковинные товары и золото.

Волжский путь. Эта дорога шла из государств Скандинавии и Балтии в среднеазиатские ханства и эмираты. Путь купцов лежал через Северо-Восточную Русь, земли народов Поволжья и Хазарского каганата. В те годы это был один из самых удобных и безопасных путей для торговцев. Практически все время купцам приходилось плыть по реке и Каспийскому морю. Совершая небольшой пеший переход только у истоков Волги.

С течением времени, изменением границ государств и в результате технического прогресса некоторые торговые направления исчезли. Но часть из них действует и сегодня. Правда, уже немного в другом виде.

Вы познакомились с первой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Купечество — торговое сословие средневековья». До новых встреч!