Значительная часть Великого Волжского пути проходила по территории одного из крупнейших средневековых государств Волго-Камского междуречья – Волжской Булгарии. По мнению историков, именно торговый путь поспособствовал быстрому расцвету этого государства.
Волжская Булгария занимала большую территорию. Основные земли лежали в Западном Закамье, т.е. на левом берегу Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры как Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем двух тысячах булгарских поселений, которые находились в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях, в Татарстане и Чувашии.
История крупнейшего волжского государства уходит корнями в период раннего средневековья и генетически связана с Великой Болгарией – мощном государстве кочевников, сложившемся в приазовских и причерноморских степях.
Под давлением Хазарского каганата население Болгарии вынуждено было разделиться на две части и уйти, чтобы искать лучшей доли в других местах. Одна двинулась на Запад, где болгары, смешавшись с местными славянскими племенами, основали государство Болгария. Под влиянием Византии они приняли христианство. Вторая часть, под предводительством Котрага, ушла на северо-восток к реке Каме. Большая часть, ушедшая в этом направлении, состояла из болгарского племени кутригуров. Эти болгары, смешиваясь с местным населением, образовали новое государство.
Прикамские и приволжские места с плодородными землями, обилие дичи способствовали формированию осёдлости, некогда кочевого народа. К IX веку на этой благодатной территории возникло крупное государство Волжская Булгария. Первой столицей был город Сувар, во второй четверти Х века этот статус переходит к городу Биляру.
До 965 Б. Волжская Булгария была подчинена Хазарскому каганату. Контролируя торговые пути по Волге, строя новые города крепости, совершая набеги, собирая с вассалов дань, государство быстро разрасталось. Близость к торговым путям располагала к развитию ремесел. Поэтому приходя на новые земли, они строили небольшие поселения, в центре которых находился дворец предводителя, дома приближенных, воинов, свободных горожан, среди которых было много ремесленников. Их изделия пользовались успехом среди местного населения. Городок обносился толстыми стенами. Земли вокруг поселений распахивались и засевались.
Именно экономические отношения с коренным населением приводили к их укоренению на новых территориях. Постепенно вокруг городков селились местные жители. В случае набегов воинственных племён, они вместе с булгарскими воинами защищали свои жилища. Так постепенно они становились единым целым.
К началу X века произошло важное событие для страны — принятие ислама. Это произошло в 922 году, во время правления князя Алмуша. Выбор этой религии можно объяснить тем, что государству требовалась защита от хазар, совершающих регулярные набеги на молодое государство. Исламизация Булгарии сильно отразилась на культуре и образе жизни её жителей, утрате их языка.
Социально-политическая структура государства Волжской Булгарии была довольно сложной. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны), ниже располагались князья четырех булгарских племен и ближайшие члены их семей. На следующей нисходящей ступеньке социальной иерархической лестницы помещались высшие чиновники, назначаемые эмиром. Еще ниже находились привилегированные представители родоплеменной знати и военные дружинники. При эмире существовали специальные совещательные советы из местной знати. Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» - правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин и представители высшего духовенства. Нельзя не отметить, что политическая иерархия властной элиты была переплетением тюркских традиций с арабскими заимствованиями, формируя особые булгарские цивилизационные модели власти и систему управления. В Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.
Власть в селениях принадлежала старшинам. С укреплением ислама заметную общественную роль стало играть мусульманское духовенство — муллы, ходжи, шейхи, они постепенно вытеснили языческих жрецов. Основными законами Волжской Булгарии с тех пор стали законы шариата — свода мусульманских правовых и религиозных норм.
Не всегда мирные отношения связывали два соседних государства Русь и Булгарию. В 1164 году Великий князь Владимирский захватил город Бряхимов. Взаимные походы продолжались вплоть до 1221 года, когда в городе Городце был подписан мирный договор сроком на шесть лет. На границах обоих государств уже стояли полчища монголо-татар. Эта опасность сплотила недавних соперников. В 1220–40-х гг. после упорной борьбы Булгария была завоёвана монголо-татарами и, сохранив некоторую автономию, включена в состав Улуса Джучи. В середине XIII началось переселение основного населения Булгарии в Закамские земли, которое продолжалось вплоть до XIV века. Монголо-татарами были образованы Казанское, Булгарское, Жукотинское и другие княжества. В 1552 году казанское ханство вошло в состав Русского государства после взятия Казани Иваном IV.
Основные занятия населения
Булгария контролировала Волжский путь – важнейшую торговую артерию, связывающую регион со странами Средней Азии, Ближнего Востока, Европы. Государство Волжская Булгария лежало в центре знаменитого торгового пути. Многие арабские купцы и путешественники посещали её города. Местные торговцы побывали в арабских землях. Существовал тесный контакт между этими двумя странами.
Важным показателем степени развития государства была городская культура. Это было не типично для местных народностей и тюрков-кочевников. Огромное влияние на городское строительство оказала восточная культура, которая была принесена исламом. В центре поселения находились дворец правителя, мечеть с минаретом, вокруг которых строили свои дома члены многочисленной свиты, военной и чиновничьей элиты, священнослужители. Большую часть городов занимали купцы и ремесленники, а также свободные горожане. Государство Волжской Булгарии было небольшим, поэтому оно не могло существовать за счёт собираемой дани. Для пополнения казны вводились налоги с этой части городского населения. Развитие ремёсел и торговли всячески поощрялось. Во всех городах строились караван-сараи для приезжих купцов. Значительную часть доходов приносил волжский торговый путь.
Являясь центром транзитной торговли, Волжская Булгария имела тесные экономические связи со многими странами Евразии. На Востоке и Юге она торговала с Хазарией, Хорезмом, Кавказом, Персией, Северной Индией, арабским миром. На севере и на западе наиболее тесные торговые и экономические связи Волжская Булгария имела с Русским государством и северными финно-угорскими племенами. Мех, мед и рабы были основными товарами, ради которых арабские, хазарские, а затем и среднеазиатские купцы вели торговлю на Волжском пути. Булгар был основным перевалочным и торговым пунктом для арабских и хазарских купцов. Кроме денежной торговли, булгары вели выгодную так называемую “меновую” или “немую” торговлю с северными финно-угорскими племенами. Этот вид торговли приносил большой доход государству, потому что булгары скупали у этих народов ценную пушнину и перепродавали ее за более высокую цену своим южным соседям.
К Х в. булгары, занимавшиеся отгонным скотоводством, перешли к оседлому образу жизни. Основой хозяйства стало плужное земледелие и пастбищно-стойловое скотоводство. Кроме лошадей разводили крупный и мелкий рогатый скот, мелкую птицу. Хлеб убирали серпами, хранили его в зерновых ямах, обшитых дубовыми досками и в корчагах – «хумах», больших глиняных сосудах.
Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат.
Этнический состав
Ранее на землях, облюбованных булгарами, проживали балто-славянские племена. Одна часть этих племён осталась и ассимилировалась с булгарами, а другая ушла на север. Тюркские или финно-угорские племена были вытеснены или находились на положении вассалов. Остальные племена и народности вошли в состав государства сохранив свою идентичность. Впоследствии булгары растворились в других народах, таких как казанские татары и чуваши. Многие покорённые народы продолжали жить по своим обычаям, говоря на своём языке, но за это они платили булгарам дань, то есть были на положении вассалов.
Однако основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам историка В. П. Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.
Материальная и духовная культура Волжской Булгарии
Жилища булгар вне городских поселений представляли собой бревенчатые наземные и полуземляночные подквадратной формы с глинобитными печами и печами-каменками. Постройки чаще однокамерные, но встречались двухкамерные. Рядом с домами располагались многочисленные колоколообразные ямы для хранения зерна. В домах устраивались подвалы. Население активно занималось земледелием и скотоводством.
Основная часть населения Волжской Булгарии использовала для изготовления одежды материалы домашней выделки: шерстяные, льняные и конопляные ткани, сукно, кожу, мех домашних животных. Очень ценился мех диких зверей: черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Традиции знати носить одежду из парчовых, шелковых тканей поддерживали купцы, привозившие эти ткани и одежды из Китая, Средней Азии, Византии, арабских стран по сухопутному пути через Хорезм или водному - через Каспий, по Волге.
Основой мужской и женской одежды были рубаха и штаны с широким шагом. Поверх них надевали "куртку" с короткими рукавами или без них. Верхней одеждой служил "кафтан" - длиннополая одежда с длинными рукавами в легком или утепленном вариантах. Верхней "почетной" одеждой, информация о которой наиболее многочисленна, был халат.
Постепенно изменяется и короткая одежда - камзол ("куртка"), который воины в древности носили с кольчугой, а большинство населения - под верхней одеждой для тепла.
По мере распространения ислама у мужчин укоренилась традиция брить голову, сбривать или подбривать бороду и усы. Женщины заплетали две косы с прямым пробором на голове и носили их в роспуск на спине. Причесывались с помощью костяных и деревянных гребешков, украшенных незатейливым орнаментом, смотрясь в круглые бронзовые зеркала. Распространен был обычай носить гребешки подвешенными к поясу одежды. Прически сформировали соответствующие формы головных уборов и накосных украшений у женщин. Обычай покрывать голову шапками для булгар начала X в. отмечает Ибн-Фадпан. Изготовлялись они из войлока, меха, шерстяных и других тканей или их сочетаний. Наиболее распространенным типом была сфероконическая шапка, сшитая из четырех клинообразных куском.
Голову покрывали суконным колпаком — башлыком. Обувались в сапоги. Богатством отличался булгарский орнамент, который широко использовался в архитектуре, в художественном и декоративно-прикладном искусстве. В основном использовался геометрический и растительный орнамент.
Волжская Булгария оказала значительное влияние на формирование культуры народов среднего Поволжья.
Вы познакомились с восьмой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!