На юге Волжский путь начинался в крупнейших городах арабского мира. Сухопутными караванными путями товары оттуда доставлялись на южный берег Каспийского моря. Так как перемещение грузов по воде было в сотни раз дешевле, чем по суше, далее товары перемещались по воде уже почти на всем протяжении пути.

Одним из первых государств на пути торгового каравана с юга на север в эпоху раннего средневековья был Хазарский каганат. Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их – «алхазар», армяне называли их – «хазирк», в русской летописи они названы – «козаре». В современном русском языке этот народ называется – «хазары».

Карта Хазарского каганата

Это государство сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке — в составе других тюркских племен — они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский хан

Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В первой четверти VII века сложилось самостоятельное Хазарское государство.

В 660-х годах хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя — кагана — находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

Письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту

Столицей каганата был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль — на Нижней Волге.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них избираемый – главный царь, каган, всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю — каган-беку.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы.

Хазары в низовьях Волги

Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии — Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

Столица Итиль обнаружена археологами в Астраханской области.

Территория собственно Хазарии — Западно-Прикаспийские степи между р. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но не все города найдены археологами.

Хазарский каганат населяли кочевые племена, поэтому основным занятием населения Хазарии было кочевое скотоводство.

Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда — ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы — родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".

Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана — шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе — его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII — нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм.

Хазарские купцы-иудеи

Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар, буртасов, обложить данью славянские племена полян, северян, вятичей и радимичей. Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег. В кон. IX в. в Северное Причерноморье прорвались печенеги, постоянными набегами ослаблявшие Хазарию. Хазарский каганат был окончательно разгромлен в 964-965 гг. киевским князем Святославом. К кон. X в. Хазария пришла в упадок. Остатки хазарских племен обосновались в Крыму, где впоследствии смешались с местным населением.

Разгром Хазарии Святославом

Жилища хазарских городов напоминали юрты. В хазарских городищах находят поясные наборы, украшения, детали конской сбруи, инструменты ювелира, оружие. Многие предметы выполнены из золота и серебра.

Что касается религии то она также была довольно традиционна для тюрских народов и состояла из определенного количества тюрских ритуалов. Важными особенностями таких ритуалов было подчинение Богу Тенгри, а также возвеличивание кагана. При этом следует отметить довольно большую толерантность хазар к другими религиями. Именно поэтому в их общество довольно стремительно продвигались идеи таких религий как христианство и ислам. При этом часть хазар, включая также и правящий род перешли в иудаизм.

Тенгири

Многие современные народы ведут происхождение от хазар. Хазария была уникальным государством для своей эпохи. В ней существовало терпимое отношение ко многим религиях и этносам. Собственно, хазарами и считалась совокупность народов разного этнического происхождения.

Вы познакомились с девятой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!

Вы познакомились с девятой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Восточные города Великого Волжского пути. Дербент». До новых встреч!