Великий Волжский путь проходил через многие города Древней Руси и ближайших стран. Каждый из них играл по-своему важную роль, и только вместе они образовывали один из крупнейших торговых путей.
И первым на пути встречается город-крепость - Старая Ладога. Первый крупный торговый пост, стоявший на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы.
Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной.
Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению. Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские серебряные монеты, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.
Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами.
Чем же Ладога была примечательна и выделялась на фоне других городов, находившихся на Великом Волжском пути?
Как известно, на территории Ладоги располагались важные крепости, служившие защитой от атак внешних врагов. На рубеже IX-X веков, во времена правления Вещего Олега в Старой Ладоге, на месте впадения реки Ладожка в Волхов, была построена первая деревянная крепость – Староладожская.
Вскоре, на рубеже IX-X веков, в Ладоге вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени. К периоду Средневековья и Нового времени у Ладоги уже сложился вполне устойчивый облик. В 1499 году Ладога состояла из крепости и посада, который подобно Новгороду делился на концы: Никольский, Богородицкий, Семёновский, Климятский и Спасский.
Интересным также является тот факт, что Ладогу не всегда называли «Старой». В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии). До 1703 года Ладога была городом, сейчас является селом.
От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси.
Дальше Великий Волжский путь ведёт нас к городу, названным в честь первого древнерусского князя, приглашённого, в соответствии с норманнской теорией, к нам из Скандинавии.
Рюриково Городище – центр Северной Руси, который возник в истоке Волхова. Большая плотность населения, разветвлённая речная сеть, охватывающая обширные территории, освоенные славянами, создавали наилучшие возможности для управления всей землёй и сбора дани.
С 1103 года Городище стало известно в русских летописях как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода. Здесь расположилась плотная земледельческая зона, поэтому вскоре основалось и торгово-ремесленное население, которое выполняло функцию контроля за движением по оживлённому водному пути. Не зря и князья древнерусские выбрали себе Рюриково Городище в качестве надёжной защиты и опоры, которая помогала им оставаться в безопасности при набегах неприятелей.
Городище имело чрезвычайно выгодное расположение, так как его территорию со всех сторон защищали водные рубежи. С городищенского холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень.
На противоположном берегу Волхова выше по течению княжеской крепости находилось древнее языческое святилище — Перынь.
Одним из важнейших видов деятельности населения было ремесло (бронзолитейное, косторезное и др.).
К рубежу IX—X веков некогда мощная дерево-земляная крепость пришла в запустение и сильно разрушилась. В конце X века Городище, сохранив роль резиденции, уступило роль социально-экономического центра Приильменья новому поселению, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса и епископского двора (Новгородский детинец).
После новгородского восстания в 1136 году, положившего конец двоевластию князя и бояр (с XI века — по начало XII века), на территории Городища находилась резиденция князя, подконтрольного новгородскому посаднику. Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III и Иван Грозный.
Иван IV Грозный
Следующим пунктом на Волжском пути становится город Булгар – центр торговли и товарообмена. Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своими, непонятными для восточного человека, привычками, поведением, традициями и экзотическими товарами.
«Срединное» положение на Волжском торговом пути значительно обогащало булгарские элиты: администрация города взимала с купцов десятую часть товаров в качестве пошлины за проход, причём не имело значения, откуда идёт караван — из Ближнего Востока или Скандинавии. Поездки торговцев сочетались с посредничеством. Известно, что булгарские купцы продавали арабам меха, вымененные у северных народов. Мусульманские писатели сообщали, что арабские купцы дальше Булгара не ездили, довольствуясь богатым местным, во многом перекупным, транзитным рынком. Тем не менее, Булгар был не только торговым пунктом — во времена своего расцвета он являлся также крупным ремесленным центром. Помимо этого, Волжская Булгария экспортировала продукты сельского хозяйства.
Покинув пределы Булгара, караваны двигались по Волге дальше на Юг, пока не достигали места впадения великой реки в Каспийское море. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.
Несмотря на то, что Булгар не единожды подвергался нападениям и сожжениям со стороны внешнего врага, во времена правления хана Узбека он смог достичь наивысшего расцвета: в городе были построены каменные здания, частично сохранившиеся и по сей день. Однако в 1431 году город был окончательно разрушен воеводой великого князя Василия II Фёдором Палецким, что, по мнению некоторых историков, положило конец надеждам на восстановление прежней Булгарии. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а государство стало называться Казанское ханство.
Итиль и Хазарский Каганат
Так, минуя город за городом, купцы оказывались уже у самых ворот в Каспийское море – у города Итиль, сердца Хазарского каганата. Здесь вместе проживали мусульмане и иудеи, язычники и христиане.
Итиль
В период своего расцвета Итиль состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор и военный гарнизон. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани.
Уже к концу X века Волжская Булгария завоевала торговое лидерство в регионе, вытеснив Хазарский Каганат. Между странами и так не очень хорошо относившимся друг к другу начинается серьёзный конфликт, сильно сказывавшийся на Киевской Руси. Администрация Итиля постоянно повышала всевозможные поборы и пошлины. В конце концов против русов был введён настоящий запрет на вход в Каспийское море, а хазарский царь Иосиф в личных письмах так объяснял этот шаг: «Я охраняю устье реки Итиль (Волга) и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить (Каспийским) морем, чтобы идти на исмаильтян… я веду с ними войну. Если бы я их оставил на один час, они бы уничтожили всю страну исмаильтян до Багдада». Это стало одной из причин похода Святослава Игоревича на Хазарский Каганат. В 969 году Итиль был разрушен дружиной киевского князя.
Хазарский царь Иосиф
Вот караван уже у Каспийского моря, дальше – только страны Востока. И остаётся два важных пункта на Великом Волжского торговом пути – Дербент и Баку.
Дербент – с персидского языка переводится как «закрытые ворота». Этот город-крепость стал своеобразным аналогом китайской стены. Начинались эти укрепления с крепости, защищающей город и расположенной на вершине холма – собственно, где она и находится по сей день, и тянулись двумя параллельными стенами, которые спускались вниз и замыкались далеко в море (сейчас от этих стен сохранились только фрагменты). Стена была построена не просто так, основной целью была защита каспийского прохода от нашествий сарматов, скифов, гуннов и алан. Длина стены составляла 8 км, от крепости она тянулась к морю и перекрывала весь проход.
У Дербента длинная история существования, он пережил периоды расцвета, упадка, многочисленных захватов и разорений. По сути, он стоял на перекрёстке цивилизаций и связывал южные страны с северными, а западные с восточными.
Первые поселения возникли в этом месте в эпоху ранней бронзы – в конце 4 тысячелетия до н. э.., а первое упоминание «Каспийских ворот» – наиболее древнего названия Дербента – относится к VI в. до н. э. Приводит его известный древнегреческий географ Гекатей Милетский. Если говорить о нашей эре, то современный город был основан уже в 438 году н. э. Выглядел он как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города. Землевладельцы, жившие в этих местах, не в силах утихомирить обитателей степей, додумались перекрыть Прикаспийский проход. Так, в VI веке н.э. здесь появился целый оборонительный комплекс, полностью перекрывший весь проход. Ну, а в VII веке с завоеванием Дербента арабами, город превращается в главный опорный пункт арабского Халифата на Кавказе, в важнейший военный, политический и идеологический центр.
Баку, заключительная точка на торговом пути, расположенный на путях международной торговли, связывал Арабский Халифат с рядом стран Севера и Востока, активно участвуя в торговле.
Со второй половины IX века Баку вошёл в состав Государства Ширваншахов. Население занималось ремёслами, торговлей, рыболовством, садоводством и нефтедобычей. В период нашествия монголов в XIII веке город пришёл в упадок. Но уже в следующем веке экономическая жизнь Баку вновь оживилась. Каспийское море в некоторых источниках даже упоминалось как Бакинское море. Из Баку вывозились различные товары в Золотую Орду, в русские княжества, Иран и Среднюю Азию. В городе до сих пор сохранились историко-архитектурные памятники — Бухарский (XIV в.) и Мултанский (Индийский) каравансарай, что свидетельствует о торговых связях Баку с указанными регионами. В Х-ХV веках значение Баку как одного из богатых городов Ширвана повышается. Из Баку (на юге полуострова) и Бильгя (на севере) как морским путём, так и по суше вывозили в отдалённые страны множество товаров. Купцы из Хазарии, Руси, Ирана, Византии и далёких стран Востока – Индии, Китая, Ирака и Сирии – привозили в эти города мёд, воск, меха, оружие, китайские шёлковые ткани, пряности, фарфоровую посуду, драгоценные камни и другие товары, а вывозили караванами нефть, соль, рыбу, скот (мулы, лошади), шафран и так далее, а также изделия местных ремесленников : шёлк-сырец, шёлковые и шерстяные ткани, ковры и ковровые изделия и многое другое.
Таким образом, можно подвести итог: Великий Волжский путь основывался и функционировал, благодаря всем этим городам. Каждый из них становился важным торговым, ремесленным или перевозочным пунктом, связывающим народы и страны и способствующим развитию мировой торговли и международной интеграции.
Вы познакомились с четвертой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Народы Великого Волжского пути: скандинавы и новгородцы». До новых встреч!