Основную массу населения на значительном по протяженности участке Великого Волжского пути занимали финно-угорские народы. Это достаточно обширная этническая группа делилась на финские и угорские народы, отсюда и название данного этноса. Финно-угорские языки входят группу родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи, все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.
В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только основные территории современной России полностью, но и распространились в Европу.
К I тысячелетию финно-угорские племена заняли территории Центральной и Восточной (бассейн Дуная) Европы, Среднего Поволжья и в Волго-Камского бассейна, а также некоторые районы Западной и Восточной Сибири.
На территориях, прилегающих к Великому Волжскому пути, проживали такие финно-угорские народы, как мордва, марийцы, мурома, меря и удмурты.
Их основным занятием издревле было земледелие. Важное место в хозяйстве мордвы и марийцев занимало животноводство и птицеводство, бортничество, охота, рыболовство.
Охота была организована загонным способом. Для этого собиралось несколько поселений вместе, и охотники гнали животных в какой-нибудь водный тупик (место со всех сторон, окруженное водными преградами), из которого невозможно было выбраться, а там все вместе забивали топорами, копьями, например, бизона. Мясо делили поровну и разносили к месту селения. Кроме полеводства и охоты мордва издавна занималась огородничеством. Выращивали лук, чеснок, морковь, свёклу, капусту, огурцы, хмель. Садоводство у финно-угорских было развито слабее, чем огородничество, в основном в пищу употреблялись дикорастущие ягоды и фрукты.
Жилище — один из основных и сложных элементов материальной культуры. Оно возникло и совершенствовалось с общим ходом развития человечества, его культуры и конкретными историческими судьбами каждого народа. Постоянные изменения жилища связаны со сменой климата, географической среды, с уровнем общественного и экономического развития, влиянием соседних культур, развитием семейных и религиозных отношений.
Так как основными занятиями были земледелие, охота и огородничество, сами поселения находились вблизи рек. Речные долины привлекали населения своими плодородными почвами под пашни, лугами для сенокоса, водоемами для рыбной ловли и в качестве водопоя для скота. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная.
Для северных районов проживания был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами.
Представители финно-угорского народа
Дома финно-угров были похожи на дома славян – как минимум, треть дома находилась под землей, окна и дверь были небольшими. Строили дома из дерева, для отопления использовались дрова, собранные в округе. Зола, получавшаяся в результате такого способа обогрева дома, выбрасывалась рядом с жилищем, отсюда сохранившийся до сих пор темный оттенок почвы рядом с бывшими стоянками. Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе.
Одежда финно-угорских племен отличалась разнообразием и интересными деталями. Древний костюм финно-угров представлял собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, из которых до нас дошла только ее часть. Сакральных цветов в финно- угорской традиции было несколько, но они могли быть сведены к трем основным: белому, красному и черному. Все финно-угорские костюмы (особенно мордовские и марийские) отличаются обилием вышивки, которая несет основную символическую нагрузку.
Также широко использовалось украшение вышивкой головных уборов.
Основу питания финно-угорских народов Великого Волжского пути, как и других земледельческих народов, составляли продукты земледелия. Повседневным и обрядовым блюдом были разнообразные каши. Их варили на молоке, воде, заправляли коровьим или растительным маслом. Из ржаной муки готовили кулагу: муку разводили водой и ставили в печь томиться, для улучшения вкуса в неё добавляли ягоды. Мёд употребляли в основном при приготовлении обрядовых и праздничных блюд. Его использовали и как лекарственное средство. Из продуктов пчеловодства готовили различные напитки: медовую брагу, хмельное пиво - пуре.
Религия, традиции и обряды
Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошадей, других животных. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа. Информацию о верованиях этой этнической группы историки черпают из фольклора, который был зафиксирован в форме народных эпосов и легенд.
Большинство богов, которым поклонялись финно-угры, были связаны либо с природными явлениями, а также со скотоводством и земледелием — основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы — Таеватаат, марийцы — Юмо, удмурты — Инмар, а саами — Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий.
Большинство культов проходило в виде общинных молений, когда в проведении обряда участвовало все поселение. Свершались такие моления в священных рощах или кереметях. В качестве подарков богам и духам, олицетворяющим природные силы, делались жертвоприношения в виде еды и домашнего скота или птицы.
Священная роща
Одной из самых характерных форм старинных религиозных верований и обрядов финно- угорских народов был семейно-родовой культ, связанный с культом умерших. При погребении умершему клали украшения с собой в захоронение, одев их на шею, положив в руку или закрепив на поясе. Считалось, что в загробном мире языческие символы также будут помогать их владельцу. Хоронили людей, закапывая в землю, либо кремируя. Причем при втором способе все украшения сгорали вместе с усопшим. У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, к сожалению, не все их них дошли до наших дней.
Вы познакомились с седьмой лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Средневековые государства и Великий Волжский путь: Волжская Булгария». До новых встреч!