На финал приехали 279 участников из всех регионов страны. За несколько дней они успели показать свои знания на теоретическом и проектном турах. В свободное время ребята участвовали в экскурсиях по Приэльбрусью и экологических акциях.

Нижегородскую область представлял одиннадцатиклассник Сергей Помыткин из лицея №28 имени академика Б.А.Королёва, который стал призёром олимпиады. Он рассказал о том, как заинтересовался экологией, как готовился и дал несколько советов будущим олимпиадникам.

– Как готовился к олимпиаде? Как долго к этому шёл?

– С самого детства меня интересовала дикая природа: в разные годы мне были интересны насекомые, потом рыбы, а в пятом классе я остановился на изучении птиц. Начиная с шестого класса участвовал в олимпиаде по биологии, а в седьмом впервые попробовал сходить на школьный этап по экологии, сразу прошёл на муниципальный этап, где занял первое место. Я понял, что важно изучать дополнительную литературу и участвовать в конференциях со своими проектами. В одиннадцатом классе стал победителем регионального этапа, и в течение трех недель перед заключительным интенсивно готовился, читая и конспектируя университетские учебники. Также прошёл курсы от ассоциации победителей олимпиад, которые пригодились для подготовки к практическому туру.

– Кто оказал помощь при подготовке?

– Я безмерно благодарен всем преподавателям, которые как-либо участвовали в моей подготовке. Огромное им спасибо за помощь и веру в меня! В восьмом классе я впервые познакомился с настоящими орнитологами – Надеждой Юрьевной Киселёвой и Сергеем Витальевичем Баккой. Благодаря им мой интерес к изучению дикой природы с каждым годом возрастал. В 10 классе я перешел учиться в лицей, где были спецкурсы по экологии, которые вела Ольга Александровна Власова. Каждую субботу мы весело и продуктивно готовились к олимпиаде по экологии – такой формат очень помог мне в олимпиадном движении. В этом году «Вега» организовала курсы по подготовке к ВсОШ по экологии на базе Мининского университета, которые я очень долго ждал. Это было действительно полезно: я получил много информации, которая помогла выйти на заключительный этап. 

– Какие задания особенно запомнились в финале олимпиады?

– Самое запоминающееся задание на заключительном этапе «Как можно представить себе автотрофного человека?» Никто не ожидал чего-то подобного, на первый взгляд это кажется нереальным. Еще интересный вопрос: в чем роль экологии в психологии и философии? Конечно, экология – междисциплинарная наука, но кажется, что она все же далека от психологии и философии. Однако смысл в этих вопросах есть. Я успешно ответил на них.

– Какие планы на поступление и на будущее?

– Я планирую поступать в МГУ на направление «Экология и природопользование» при биологическом факультете или в МГПУ на то же направление. Очень хочу заниматься сохранением биоразнообразия – важнейшего компонента окружающей среды, без которого невозможна жизнь на нашей планете. Считаю, что в скором времени решение проблемы сокращения биоразнообразия станет важным направлением экологической деятельности в нашей стране.

– Что бы пожелал будущим олимпиадникам?

– Рекомендую будущим олимпиадникам по экологии читать как можно больше литературы. Не нужно полагаться исключительно на логику – региональный и заключительный этап такого не терпят. Обязательно рекомендую к прочтению учебник Черновой – это база. А после него очень пригодится учебник «Популяционная экология» Гилярова, «Биоразнообразие» Бродского, «Экология» Шилова и, конечно же, книги Захарова. Решайте олимпиадные задания прошлых лет – это поможет выявить пробелы, а также понять структуру олимпиады. Смотрите видеоуроки от ассоциации победителей олимпиад. К практическому туру рекомендую готовиться заранее, не за месяц до олимпиады – это даст преимущество. Не берите «заезженные» темы – их вряд ли высоко оценят. Проводите своё исследование – реферативных работ на турах всегда много и ценят их меньше. К заключительному этапу заранее можно разработать несколько проектов по глобальным экологическим проблемам, чтобы не запаниковать на туре. И, конечно, не ленитесь! Успехов!

Поздравляем Сергея с большими успехами и желаем поступить в вуз мечты! Кстати, обладатели дипломов заключительного этапа могут поступить в любой вуз страны без вступительных экзаменов на направления подготовки, соответствующие профилю олимпиады.